Архетипы в рекламе. Часть 1

Архетипы в рекламе. Часть 1

Ты или тебя? Решать тебе!                                                                                   

Да, да, да, опять! Опять дети просят…. , подростки тратят деньги на…, свидание с девушкой испорчено, если вы не подарили ей…, да что говорить — брак может распасться, если в семье нет … . А что подставлять вместо многоточий — решать вам. Как? А вы продаете или покупаете?

Так вот, продаете вы или покупаете — вывод один. Разные люди, разные группы людей заменят многоточие разными словами (а значит — разными вещами, услугами и чем-то там еще). Почему? Все просто и не просто одновременно. И все дело, как вы уже, конечно, догадались, в рекламе. Да, да, в ней — в двигателе торговли, так сказать.

Как это работает?

Практически вся реклама построена на том, что, видя рекламный ролик, вы ассоциируете себя с его героями. Поэтому главная задача маркетолога — понять, какая у него целевая аудитория, какие отличительные у этой аудитории черты и на какие «крючки» эта аудитория цепляется. Если вы попали на этот «крючок» — значит, маркетологи посчитали верно, если даже не обратили внимания — или вы не целевая аудитория, или работа маркетологов никуда не годится.

Попробуем разобраться, что же это за «крючки» и почему мы, даже не осознавая, играем и играем роль рыбки, зачастую — прямо таки золотой.

Уже похоже на сказку, правда? А ведь есть не только рыбки, есть еще и волшебные принцы и принцессы, воины и людоеды, рыцари на белых конях…

Как известно, не только «на вкус и цвет товарища нет», но и любое физическое или социальное явление воспринимается людьми по-разному. Сложность состоит в том, что каждый из нас видит мир через призму личных ценностей и предпочтений. И виной тому — базовые архетипы. Они существуют в подсознании каждого человека, выражая его фундаментальные потребности, создавая своего рода «фильтры» для входящей информации. Что же это за «звери» такие — архетипы? Давайте разбираться вместе.

Архетипы — это фигуры, которые существуют в коллективном бессознательном. Так, во всяком случае, в свое время предложил и предположил Карл Густав Юнг. Он предположил, что, кроме личного бессознательного человека — того, что мы не осознаем, того, что мы не помним, того, что руководит нами, есть еще и бессознательное коллективное. Бессознательное группы людей, да и, по большому счету, всего человечества.

Прототипы, которые проступают как глубинная структура через поверхностное в разных книгах, в разных фильмах. Вполне естественно, они отражаются и в нас. Но, как вы знаете, для того, чтобы произведение действительно было бы гениальным, оно должно ссылаться на какие-то глубинные паттерны в нашей жизни. И когда эти паттерны начинают незаметно, но присутствовать в фильмах, в книгах, тогда это почему-то начинает нас цеплять. Если посмотреть на фильмы-шедевры, то это фильмы, которые ссылаются на самые глубинные слои нашей психики, на наши личные мифы. И архетипы — это коллективные мифы, которые, как глубинные структуры, проступают сквозь поверхность, проступают сквозь реалии сегодняшнего дня.

Архетипы. Протохарактеры, протофигуры, которые стали основой представления о богах, о святых и о демонах. И эти архетипы мы используем в нашей жизни, мы видим в нашей жизни. Мало того, они зачастую являются нашими фильтрами, по которым мы оцениваем других людей и себя.

Итак, фильтры. Это как раз то самое, что есть у каждого из нас, и как раз то, что заставляет нас обращать внимание на одну рекламу и пропускать мимо другую.

Но к чему, спросите вы, эти вроде бы теоретические рассуждения? А вот к чему.

Всякий НЛП-ер знает, что если ты чего-то не осознаешь — ты не можешь это контролировать. А если не можешь контролировать ты — значит, кто-то контролирует тебя. И манипулирует тобой. Хорошо, если только при помощи рекламы…

Поэтому, так сказать, во избежание, стоит разобраться. Кто предупрежден — тот вооружен.

Итак, в наших следующих выпусках:

  • Кто я? архетипический квадрат, или еще немного теории, без которой разобраться не получится;
  • Волшебные кнопки, с помощью которых нами можно управлять. Разберемся.
  • Скажи мне, кто твой друг, какая реклама тебя цепляет, и я расскажу все о тебе.
  • Что будет, если меня сильно напоить… представляете, и это вполне прогнозируемо.
  • Техника работы с архетипами — на закуску.

Встретимся совсем скоро, друзья!

 

Людмила Александровская, НЛП-Практик

Руководитель проектов Института современного НЛП Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *