Магия языка. Убеждения

Магия Языка.Убеждения

«…Любая достаточно развитая технология неотличима от магии…» А. Кларк

Фокусы языка (Sleight of mouth) — паттерны вербального рефрейминга и смены рамки высказывания.

Фокусы языка представляют собой вербальную репрезентацию мыслительных процессов, проявляющихся в коммуникации, путем фокусировки внимания на тех или иных аспектах проблемного пространства. Смена фокуса внимания когнитивных и эмоциональных процессов (глубинная структура) выражается в вербальном и невербальном поведении (поверхностные структуры). Именно вербальные проявления зачастую узко рассматриваются как «фокусы языка».

Описание вербальных паттернов Фокусов Языка было осуществлено Р. Дилтсом в 80-ых годах прошлого века.

Дальнейшее развитие системы Фокусов Языка:

 Невербальная составляющая Фокусов Языка;

 Каскады и Домино Фокусов Языка;

 Превентивные Фокусы Языка;

 «Боевые» Фокусы Языка;

 «Гуру» Фокусы Языка;

 «Провокативные» Фокусы Языка представляют собой разработки М. Пелехатого и Ю. Чекчурина (Институт НЛП).

Для понимания схемы работы фокусов языка в коммуникации полезно рассмотреть такой уровень нашего взаимодействия с миром, как убеждения.

Убеждения (Beliefs) — это то, что мы считаем правдой в отношении себя и наших взаимоотношений с окружающим миром. Наши убеждения определяют, что мы считаем возможным, невозможным, необходимым или неизбежным.

1. Убеждения — это генерализации в отношении причин, смыслов и границ. Они представляют собой оценки, сформированные по отношению к каким-то доказательствам, к которым могут добавиться различные причины — такие, как форматирующие переживания или предшествующие убеждения. Убеждения поддерживают ценности в нашей жизни. Наши убеждения имеют поведенческие и физиологические эффекты в нашей жизни.

2. Убеждения имеют две грани. Они позволяют нам справляться с огромным разнообразием опыта, давая рамку, которая помогает нам быстро реагировать на то, что происходит в жизни. Они также могут создавать фильтры, основанные на ошибочных предпосылках или устарелых оценках, которые когда-то были ценными, но теперь уже не соответствуют нашим выросшим личностям.

3. Убеждения находятся на различных уровнях сознания. Наиболее глубокие убеждения в отношении себя и мира обычно формируются в ранней детстве. Часто они забываются на сознательном уровне, но продолжают влиять на нас косвенно и через вторичные убеждения, сформированные на их основе, через эмоциональные и поведенческие ответы, возникаю- щие при их активации.

4. Убеждения эмоциональны, так как они представляют собой оценки достижения значимых для нас ценностей и критериев, угрозы, потери и борьбы. Все это вызывает эмоциональное участие.

5. Убеждения связывают наш сенсорный опыт и поведение с другими логическими уровнями нашей жизни:

• с эмоциями, жизненными стратегиями и состояниями;

• с критериями и ценностями;

• с самоидентификацией и я-концепциями;

• с опытом и наставлениями, полученными в семье;

• с профессиональными, субкультурными, конфессиональными и другими нормами и стереотипами.

6. Вот некоторые индикаторы того, что убеждения активизированы в человеческом опыте:

• физиологические ответы, указывающие на эмоциональную вовлеченность и активацию автономной нервной системы. (Изменения цвета кожи, дыхания, деятельности сердца, эмоциональные: силы голоса, тона, темпа, громкости);

• модальные операторы языка, говорящие о возможности, необходимости, универсальные числительные, причинно-следственные связи, комплексный эквивалент и т. д.

Ограничивающие убеждения (Limiting beliefs) — убеждения, создающие фильтры, основанные на ошибочных предпосылках или устаревших оценках, которые когда то были ценны- ми, но теперь уже не соответствуют выросшим личностям.

Убеждения, расширяющие возможности (Expanding beliefs) — убеждения, позволяющие человеку быстро реагировать на то, что происходит в жизни, действовать в соответствии со своими критериями и ценностями, учиться на основе разнообразия.

Пользуясь этим различением, мы вводим понятия фокусов языка, расширяющих возможности («расширяющие» фокусы языка), и фокусов языка, сужающих возможности («ограничивающие» фокусы языка).

«Расширяющие» фокусы языка (Expanding Sleight of mouth) — паттерны вербального рефрейминга и смены рамки высказывания, расширяющие рамки возможностей человека, позволяющие ему действовать в соответствии со своими критериями и ценностями, учиться на основе разнообразия.

Цели применения «расширяющих» фокусов языка:

1. Переключение внимания с рамки проблемы на рамку результата.

2. Переключение внимания с рамки ошибки на рамку обратной связи.

3. Переключение внимания с рамки невозможности на рамку «как если бы».

Элементы базовой стратегии применения трансформационных фокусов языка:

1. Предположение позитивного намерения, лежащего в основе высказываний и убеждений и поддерживающих их ценностей и критериев.

2.Поиск альтернативных, более приемлемых и полезных способов удовлетворения этих позитивных намерений.

Ограничивающие» фокусы языка (Limiting Sleight of mouth) — паттерны вербального рефрейминга и смены рамки высказывания, сужающие рамки возможностей человека, основанные на ошибочных предпосылках или устаревших оценках, мешающих ему учиться.

Цели применения ограничивающих фокусов языка:

1. Переключение внимания с рамки результата на рамку проблемы.

2. Переключение внимания с рамки обратной связи на рамку ошибки.

3. Переключение внимания с рамки «как если бы» на рамку невозможности.

Элементы базовой стратегии применения ограничивающих фокусов языка:

1. Предположение негативного намерения, лежащего в основе убеждения и поддерживающих его ценностей и критериев.

2. Поиск альтернативных, менее приемлемых и менее полезных, способов удовлетворения этих намерений.

Применение Трансформационных фокусов языка

(«Расширяющих» фокусов языка по отношению к Ограничивающим убеждениям)

«Расширяющие» фокусы языка (Expanding Sleight of mouth) — паттерны вербального рефрейминга и смены рамки высказывания, расширяющие рамки возможностей человека, позволяющие ему действовать в соответствии со своими критериями и ценностями, учиться на основе разнообразия.

Ограничивающие убеждения (Limiting beliefs) — убеждения, создающие фильтры, не полезные для человека, поскольку основаны на ошибочных предпосылках или устаревших оценках, которые когда-то были ценными, но теперь уже не соответствуют выросшим личностям.

Цели применения «расширяющих» фокусов языка

Переключение внимания с рамки проблемы на рамку результата.

Переключение внимания с рамки ошибки на рамку обрат- ной связи.

Переключение внимания с рамки невозможности на рамку «как если бы».

Элементы базовой стратегии применения трансформационных фокусов языка

Предположение позитивного намерения, лежащего в основе ограничивающих убеждений и поддерживающих их ценностей и критериев.

Поиск альтернативных, более приемлемых и полезных способов удовлетворения этих позитивных намерений.

Задачи применения фокусов языка:

1. Создание новых связей, объединяющих обобщения и ментальные модели мира, и аспекты, составляющие мегаструктуру убеждений.

2. Смена фокуса внимания человека и расширение пространства проблем до пространства возможностей.

3. «Осознанные» ошибки, позволяющие собрать информацию о ментальной модели, поддерживающей формулировку высказывания (убеждения).

ФОКУС ЯЗЫКА — НАМЕРЕНИЕ

Цель применения фокуса языка: Переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением

Определения: Какова позитивная цель или намерение этого убеждения?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Что я особенно ценю в Вашей работе, так это осознанность действий и прагматичность. Именно поэтому я и прошу Вас обратить внимание на эту задачу…

Вопросительный вариант: Что ты хочешь?

Сокращенный вариант: Ты хочешь, чтобы…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Намерение: голова наклонена, верхняя часть тела подается вперед, движение рук или руки вперед с открытием ладоней на- правлено к середине грудной клетки человека, к которому обращаются (метафорично — «игра в теннис»).

ФОКУС ЯЗЫКА — ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

Цель применения фокуса языка: Замена одного из слов, используемого в формулировке убеждения, новым словом, которое обо- значает нечто сходное, однако наделено другим подтекстом

Определения: Каким словом можно заменить одно из использованных в формулировке данного убеждения, чтобы сохранить смысл высказывания, но наделить его новым позитивным подтекстом?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Если это действительно малорационально, то Вы и не должны это делать. Но давайте посмотрим на выгоды…

Вопросительный вариант: Давай переформулируем не так жестко?

Сокращенный вариант: Другими словами…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Переопределение: подкручивающие движения кистями рук (метафорично «подкручивание кранов»).

ФОКУС ЯЗЫКА — ПОСЛЕДСТВИЯ

Цель применения фокуса языка: Внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение

Определения: К какому позитивному результату может привести это убеждение или определяемая им взаимосвязь?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Вы же знаете, это хороший способ оправдать своё безделие

Вопросительный вариант: Как ты думаешь к чему это приведет?

Сокращенный вариант: И это приведет к…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Последствия: маркирование жестами, телом, взглядом линии времени в пространстве в направлении будущего (метафорично «оратор на трибуне»).

ФОКУС ЯЗЫКА — РАЗДЕЛЕНИЕ

Цель применения фокуса языка: Изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части

Определения: Какие меньшие элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Но ознакомиться-то с заданием Вы же можете, там присутствует рациональное зерно…

Вопросительный вариант: Давай разберем это по деталям?

Сокращенный вариант: Если обратить внимание на…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Разделение: дискретные движения кистью руки или кистями руки, маркирующие точку в пространстве (метафорично — «поставить точку»).

ФОКУС ЯЗЫКА — ОБЪЕДИНЕНИЕ

Цель применения фокуса языка: Обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением

Определения: Какие более крупные элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Все, чем занимается человечество последние тысячи лет, по большому счету, бессмысленно, но это позволяет нам как-то развлечь себя…

Вопросительный вариант: Частью чего это является? Сокращенный вариант: Вообще…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Объединение: Округлые, симметричные, расширяющие движения руками, тело выпрямляется и симметрично округло расправляется от грудной клетки (метафорично — «цигун»).

ФОКУС ЯЗЫКА — АНАЛОГИЯ

Цель применения фокуса языка: Поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична опреде- ляемой данным убеждением

и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение.

Определения: Какая взаимосвязь аналогична той, которая определяется убеждением, но обладает другим подтекстом?

Пример: — Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Бессмысленно спасать пьяных из дома, который они сами подожгли, но именно этим мы и будем заниматься…

Вопросительный вариант: На что это похоже?

Сокращенный вариант: Это похоже…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Аналогия: руки протягиваются к адресату сообщения ладонями вверх (метафорично — «мои руки чисты»).

ФОКУС ЯЗЫКА — ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРА ФРЕЙМА

Цель применения фокуса языка: Переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте иного временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.

Определения: Какой временной фрейм (более длительный или более краткий), какое изменение количества людей, вовлеченных в ситуацию, какая широта перспективы могут сменить подтекст убеждения на более позитивный?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Если б ты был помоложе, тем романтиком, каким ты пришел в профессию… Вопросительный вариант: А потом? А раньше? А с точки

зрения?

Сокращенный вариант: Давай посмотрим на это в большей (меньшей, давней) перспективе…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Изменение размера фрейма: руки совершают движение либо от малой рамки к большей, либо наоборот — от большей рамки к меньшей (метафорично — «игра на гармошке»).

ФОКУС ЯЗЫКА — ДРУГОЙ РЕЗУЛЬТАТ (КРИТЕРИЙ)

Цель применения фокуса языка: Переключение на другую цель (отличную от заявленной, в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения.

Определения: Какой другой результат (или проблема) может обладать большей значимостью, чем заключенный в данном убеждении?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Бессмысленно… да! Но интересно же, черт подери!

Вопросительный вариант: Какими критериями можно было бы воспользоваться?

Сокращенный вариант: Давай поговорим об…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Другой результат (критерий): обозначение телом смещения в другую позицию перемещением центра тяжести, сдвиг тела в сторону с небольшим поворотом, маркирование критериев в пространстве (пространственных синестезий) жестами рук, при этом критерии могут находиться на разной высоте, на разных уровнях (метафорично — «вин-чун»).

ФОКУС ЯЗЫКА — МОДЕЛЬ МИРА

Цель применения фокуса языка: Переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.

Определения: Какая модель мира представит данное убеждение в ином ракурсе?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Мы с тобой — солдаты нашей фирмы, а у солдат есть долг и присяга…

Вопросительный вариант: Кто для тебя значим? Сокращенный вариант: С точки зрения…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Модель мира: фиксация вертикально ориентированными ладонями рамки вокруг оппонента (метафорично — «примерка рамы»).

ФОКУС ЯЗЫКА — СТРАТЕГИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Цель применения фокуса языка: Переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.

Определения: Какие когнитивные процессы участвуют в создании данного убеждения?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Аргументировано, без истерик, сможешь доказать?

Вопросительный вариант: Как ты об этом узнал? Сокращенный вариант: На самом деле…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Стратегия реальности: руки фиксируются ладонями вниз ниже грудной клетки (метафорично — «а теперь серьезно»).

ФОКУС ЯЗЫКА — ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПРИМЕР

Цель применения фокуса языка: Поиск исключения из правила, которое бы ставило под сомнение (или обогащало) обобщение, определяемое данным убеждением.

Определения: Какой пример или переживание является исключением из правила, определяемого данным убеждением?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— По большому счету ты прав, но, знаешь, есть процессы, которые обретают смысл по мере их запуска…

Вопросительный вариант: Было ли по-другому?

Сокращенный вариант: Бывает по-разному…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Противоположный пример: движение головой вперед, подбородок подается вперед и немного вверх (кивок голубя), шея просаживается вниз в районе ключицы, вычурное движение руки (как правило левой) в сторону оппонента (метафорически — «а вот это ты видел?»).

ФОКУС ЯЗЫКА — ИЕРАРХИЯ КРИТЕРИЕВ

Цель применения фокуса языка: Переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на который опирается данное убеждение.

Определения: Какой критерий обладает потенциально большей значимостью, чем те,

с которыми связано данное убеждение?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Гораздо важнее то, что есть финансирование!

Вопросительный вариант: Что для тебя действительно важнее?

Сокращенный вариант: Гораздо важнее то, что…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Иерархия критериев: выпрямление корпуса, маркирование головой, телом, взглядом, руками (рукой) движения вверх в пространстве предлагаемой иерархии (метафорически — «йога»).

ФОКУС ЯЗЫКА — ПРИМЕНЕНИЕ К СЕБЕ

Цель применения фокуса языка: Оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Определения: Как можно оценить формулировку убеждения по определяемой им взаимосвязи или критериям?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Вот если честно, ты сейчас сказал это, не подумав. Ты не торопись, ты посиди, осмысли задание, а вот потом уж…

Вопросительный вариант: Ты сам отвечаешь своим критериям?

Сокращенный вариант: Давай оценим то, что ты говоришь и делаешь, по твоим же словам…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Применение к себе: возможны два варианта — прикосновение к себе или направленный палец в сторону груди собеседника (метафорически — «ты записался в добровольцы?»).

ФОКУС ЯЗЫКА — МЕТАФРЕЙМ

Цель применения фокуса языка: Оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.

Определения: Какое убеждение относительно данного убеждения может изменить или расширить его восприятие?

Пример:

— Я не буду это делать, это бессмысленно.

— Эх, если б только от наших желаний зависели бы наши действия. А действительность — сложнее…

Вопросительный вариант: Времена не меняются?

Сокращенный вариант: Раньше (в другом контексте) это бы действительно было бы верно…

Невербальные маркеры использования фокуса языка —

Метафрейм: поочередная фиксация кистями рук маленьких рамок по линии времени — прошлое и будущее (метафорически — «перекладывание рамки»).

«Каскад фокусов языка»

Применение «каскада фокусов языка» заключается в том, что оператор, используя связки, последовательно применяет несколько фокусов языка, ожидая невербальной реакции клиента, — маркера того, что клиент изменил рамку рассмотрения ситуации.

Пример 1:

— Меня раздражает мой парень, и я сама на себя за это злюсь, а ничего не могу поделать…

— От легкого недовольства близкими людьми никто не застрахован, поэтому не стоит так раздражаться на себя, я думаю, может быть, тебе стоит поговорить с ним об этом или как-то удивить его, или, может быть, действительно попросить его о помощи?

Использованные фокусы языка: Переопределение. Объединение. Применение к себе. Разделение. Другой результат.

Пример 2:

— Сколько работаю над собой, а изменений не вижу. Надоело все…

— Как ты думаешь, сколько времени понадобилось Буденному, чтобы вывести новую породу лошадей? Может, тебе стоит просто пожить в свое удовольствие, а изменения придут сами? Ведь не всегда же понятно изнутри есть изменения или нет, и у тебя такое было, поэтому стоит по- пробовать!

Использованные фокусы языка: Аналогия. Другой результат. Стратегия реальности. Противоположный пример. Провокативные Фокусы Языка

Пример 3:

— Не надо придираться к моим словам, я вовсе не то имел

в виду!

— В XIX веке одно неосторожно сказанное слово могло привести к дуэли, а мы ведь не дети, чтобы так бросаться словами, и не факт, что то, от чего Вы сейчас так легко отказываетесь, Вы действительно не думали тогда, когда об этом говорили.

Использованные фокусы языка: Модель мира. Метафрейм. Изменение размера фрейма. Боевые Фокусы Языка

«Домино фокусов языка»

Применение «домино фокусов языка» заключается в том, что оператор, используя связки, последовательно применяет несколько фокусов языка, причем только первый фокус языка относится к высказыванию клиента, а каждый последующий фокус языка применяется к результату предыдущего. Таким образом, клиент «вовлекается» во внутренний диалог оператора.

Пример 1:

— Манипулировать людьми — плохо.

— И просить их ни о чем нельзя, ведь этим ты можешь поставить их в неудобное положение, по- этому остается только молчать, ни с кем не общаться, смотреть в пол, как в детском саду, хотя, с другой-то стороны это ведь и есть манипуляция! А-а-а! Что же делать?

Использованные фокусы языка: Аналогия. Последствия. Метафрейм. Противоположный пример.

Пример 2:

— В общем-то, неплохо, но как это будет действовать на самом деле?

— Я думаю, дело даже не в том, как это будет на самом деле, а в том, что вы хотите на самом деле. Многие люди не делают разницы в том, чего хотят и что получают, а зря. Получается по- рой черт знает что, и в чем разница — делали они что-нибудь или нет? Так что действительно надо как следует обдумать, прежде чем решать, что ты хочешь.

Использованные фокусы языка: Другой результат Объединение. Применение к себе. Намерение.

Материал взят из книги «СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС. НЛП- ПРАКТИК»

Пелехатый М. М., Чекчурин Ю. А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.