ИГРА Иксов с Игреками: как мотивировать разные поколения

Игра иксов с игреками

Каждое поколение — это целая эпоха от «доешь все до последнего кусочка»  до «почему опять интернет не работает»  или «зачем мне звонить, если можно написать СМС». Между этими словами 40 лет и 2 поколения.

Вот поколения, которые сейчас выделяют:

  • Поколение бэби-бумеров (1943 – 1963)
  • Поколение Х «Икс» (1963 – 1983)
  • Поколение Y  «Игрек» (1983 – 2003)
  • Поколение Z «Зет» (c 2003)

Положили начало всему американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус, которые в 1991 году представили миру так называемую теорию поколений в своей книге «Поколения» (Generations).

Психологи утверждают, что формирование ценностей у человека происходит до 10–12 лет. Логично, что в этот период наибольшее влияние на будущую личность оказывает школа с программой обучения и списком литературы, друзья, общество, уровень его технологичности и, конечно, родители, которые закладывают нормы поведения и мировосприятия через свой пример.

Поэтому можно говорить, что у представителей каждого поколения свои ценности и спои паттерны поведения, сформировавшиеся с детства.

 

Почему иксы и игреки кардинально отличаются

Чтобы понять разницу паттернов мышлений поколений иксов и игреков (в модели чистых паттернов мышления), нужно проанализировать их детство и подростковые годы.

Икс  (Х) — это человек, который пережил момент, когда пол ушел из-под ног (развал Советского Союза), и гарантированная система материального благополучия исчезла. При таком опыте главной жизненной задачей становится задача материального состояния. Надо состояться! Заработать капитал, заработать собственные основания уверенности в жизни. Поэтому иксы — это поколение работоголиков.

Сколько бы денег ни было — их мало. Это дефицит, который нужно восполнять. И в этом смысле зарабатывание состояния является ключевой ценностью иксового поколения. Показательный пример — встреча одноклассников. Первый вопрос — «Ну ты как? Квартира, машина есть?». Это всегда отчеты о том, насколько состоялись, причем в конкретном измеримом денежном эквиваленте.

А на каких ценностях выросли игреки (Y), не пережившие материальную катастрофу? 

Игрек не переживал катастрофу материального обрушения. Поэтому, с точки зрения игрека, деньги всегда есть. Соответственно, зарабатывать их не надо. То, что деньги есть, это нормально. Мы с вами, живя в городах, не заботимся о наличии воды. Потому что она всегда есть, и это нормально. А в некоторых странах, например в Африке, вода — ограниченный ресурс.

У иксов, выросших во дворах, было постоянное общение с постоянной компанией. Ключевое здесь — постоянная компания. Что дает общение с постоянной компанией? Два момента: самооценку — я понимаю кто я, меня ценят другие, и мне этого достаточно, и умение дружить — я знаю, что я не один и в любой момент построю любые отношения.

У икса материальный дефицит денег, но избыток естественной среды отношений — поэтому он мог спокойно работать, пренебрегать отношениями, жертвовать домашними, строить разные семьи.

А у игреков не было постоянного общения. Что помнят они с детства? Максимум — руку, которая перетаскивает его с одного развивающего центра в другой (няни, мамы, водители), иногда в машине дают бутерброд между центрами.

У игреков другое отношение к друзьям. Друг — это не тот, чье имя надо знать. Друг — это тот, с кем 5 минут было интересно. В мышлении этого поколения нет паттернов длинных, устойчивых отношений, за редким исключением. С одной стороны, он расслаблен по поводу материального благополучия, с другой — он один, у него нет уверенности, что в любой момент ему могут прийти на помощь. Игрек изначально одинок.

Цифровых технологий у иксов в детстве их не было, поэтому у них отношение с ними внешнее, как к инструментам. Игреки, и тем более зетты (Z), выросли в этой среде, в которой цифровые технологии — это естественная ее часть.

В итоге, что получается:

  • Формула иксов — нет материального благополучия в детстве и опыта цифровых технологий, но есть опыт дружбы и общения. В связи с этим базовые ценности — выживание, развитие, надежда на себя. Главная задача — повышение материальной устойчивости и признание офлайн, потому что я там живу
  • Формула игреков — материальное благополучие и жизнь в цифровых технологиях, но при этом одиночество. Ценности — самореализация, быстрый результат, удовольствие. Главная жизненная задача — получение признания онлайн.

Иксы зарабатывают деньги, а игреки лайки, потому что лайки для них являются такой же валютой признания, как рубли для иксов с вами — валютой материальной капитализации.

Иксы на основе денег становятся признанными, игреки на основе признания могут зарабатывать.

«Игреки» — поколение, которое идет за мечтой, вместо престижной и высокооплачиваемой профессии выбирает занятие, приносящее удовольствие. Стабильность и карьера мало беспокоит миллениалов (Y) — они предпочитают горизонтальное передвижение по карьерной лестнице. Однако им крайне важно получать мгновенное вознаграждение.

Игреки не рассуждают категориями будущего, они просто не берутся предсказывать, что произойдет с ними за каких-то 10 лет. Это можно объяснить: у их предшественников ничего не менялось десятилетиями, в то время как во времена взросления миллениалов значимые события происходили чуть ли не каждый год.

 

Как бизнесу мотивировать разные поколения

Итак, два паттерна конфликтуют между собой с точки зрения мотивации в бизнесе: иксам важна материальная капитализация, игрекам — символическая капитализация, создание своего имени.

Если хотите вовлечь игрека в бизнес, вы должны мотивировать не заработками — это им неинтересно, а значимым сильным, масштабным проектом, который позволит им увеличить капитал собственного имени.

Как найти общий язык?

Что могут дать иксы: умение ставить цели и взаимодействовать, найти общий язык с кем угодно и сделать его своим другом надолго.

Что могут дать игреки: умение находиться здесь и сейчас, быстро завязывать деловые контакты и знакомства, поддерживать ничем не обязывающие отношения.

На данный момент поколение иксов – это та старая гвардия, которая занимает высшие руководящие посты, это подавляющее большинство собственники бизнесов, старейшие работники на предприятиях.

Игреки – это потенциальные молодые руководители, которые сейчас сидят на должностях замов и руководителей отделов, владельцы он-лайн бизнесов, стартаперы.

Если хочешь, чтобы тебе доверяли иксы (Х), то нужно «быть» и уметь ставить конкретные цели, они очень четко видят в поднаготную.

Хочешь, чтобы тебе доверяли игреки (Y),то в первую очередь сформируй свое позиционирование, свой лайф-стайл, тот образ, которым ты себя презентуешь.

В Институт Современного НЛП приходят представители обоих поколений. И с этой разницей в ценностях поколений мы работаем. Одних учим «быть» и ставить долгосрочные цели. Вторых – наслаждаться моментом и эффективно формировать свое позиционирование в этой жизни, так чтобы любой человек мог сразу понять «кто вы» перед ним.

Именно поэтому возник проект новой игры, переговорного скоростного баттла, который помогает учиться за короткое время презентовать себя, договариваться с любым человеком и налаживать с ним отношения, одновременно быстро прорабатывать запросы участников и встраивать необходимые навыки как для жизни так и для коммуникации. Работать будем и с эмоциями, с фокусами языка, позиционированием (профайлингом), переговорными техниками, телесными зажимами. В общем, выявляем то, что вам нужно, и сразу встраиваем навык здесь и сейчас.

Более подробно о правилах и начале игр будет объявлено позднее. Следите за анонсами. Будем рады видеть всех. 

В статье есть цитаты из тезисов выступления Аркадия Цукера, поэтому указываю его здесь

Диана Курпякова

Тренер-профайлер, полиграфолог (детектор лжи). Специалист по анализу и прогнозированию поведения человека. НЛП-Практик, НЛП-Мастер.


ya_znayu_kto_ty_vk_1

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.