Эффективность тренингов и самообучения

Эффективность тренингов и самообучения

Раз вы читаете эту статью, и если это не полная случайность, значит, у вас есть живая заинтересованность в новых знаниях. И вы их ищете в различных источниках.

И существует укоренившееся мнение, что грамотный и стремящийся к знаниям человек много читает. Это так. Также как и то, что «знание-сила». Вот только, чтобы стать действительно знающим, опытным человеком, одного чтения совершенно недостаточно. Во-первых, читать надо не много, а очень много.

Рассмотрим «конус обучения» Эдгара Дейла, представленный в виде таблицы (если за основание взять верхнюю строчку, то вершина, минимумом будет лежать на нижнем крае.

Спустя две недели у нас в памяти обычно остается:

 

Степень вовлечения в процесс обучения

9 0 % того, что мы говорим и делаем

Реальная работа

Активная

Ролевая игра

70% того, что мы говорим

Дискуссии

Беседы

50% того, что мы слышим и видим

Наблюдение за реальным процессом

Пассивная

Наблюдение за демонстрационным (имитационным) процессом

Просмотр видеоматериала

30% того, что мы видим

Просмотр иллюстраций

20% того, что мы слышим

Прослушивание лекций, семинаров, выступлений

10% того, что мы читаем

Чтение

Конус Эдгара Дейла наглядно показывает, что теоретики не смогут быстро чему-либо научиться и добиться успеха до того момента, пока не начнут применять имеющиеся у них знания на практике. А еще лучше, начать действовать еще на этапе получения информации.

Опыт приходит через действие.

И еще маленький вывод – визуалы имеют некоторое преимущество над аудиалами .

И еще… Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя. «Плоды раздумья», Козьма Прутков.

Расширяя этот афоризм, можно вспомнить «иерархию ценности исполнителей».

  1. Специалист – знает «почему», но не знает «как», самый плохой вариант. Очень часто в таком виде приходят студенты в реальные фирмы, знаний много, а применять их не умеют абсолютно. Как раз наш случай начитанного, но пассивного обучаемого.

  2. Любитель – знает «как», но не знает «почему». Эдакий ремесленник, умеет многое, а знания отрывочные. Более приятный, с точки зрения потребителя его услуг индивид. Учитывая его заинтересованность, обычно легко обучается дальше (если не впадет в состояние «я и так все знаю»). Это тот случай, когда обучаемый попал сразу на практическое занятие.

  3. Профессионал – знает «как» и «почему». Идеальный вариант, имеющий все шансы на успех.

Как показывает практика, получить профессионала из любителя бывает проще. Отсюда можно сделать вывод, что начиная процесс обучения, необходимо как можно быстрее переходить к практике и заданиям, сразу заложить зерно «любителя» в человека. Пусть он поймет две вещи: ему это под силу, и это имеет практический смысл.

Но этот совет актуален скорее для тренера, преподавателя, обучающего кого-либо. А что делать, если вы занимаетесь самообразованием, или попали на интересный курс, который ведет неопытный тренер?

Тут вам на помощь придут навыки, о которых не понаслышке знают приверженцы НЛП. Многие из этих приемов применяют почти все люди, но на неосознанном уровне, от чего эффективность несравнимо меньше случая осознанного подхода.

Визуализация – совмещенная с аудиализацией (ведь когда мы читаем, в нашей голове звучит наш голос) позволяет добавить еще 40% к эффекту от простого чтения.

А визуализация себя в качестве тренера? Как будто вы сами читаете только что усвоенный материал другим людям – это позволит поднять уровень усваиваемости материала до 70%, а то и более.

Ассоциирование. Ассоциирование с лектором позволяет встать с ним на одну волну. Можно даже перейти к моделированию.

Или дополнительно внедренная «я-концепция» — «я – успешный студент», сколько процентов добавит она?

Или, как вариант, якорение на тот момент, когда обучение у вас шло наиболее легко и эффективно. С последующим задействованием этого якоря.

Вариантов применения навыков НЛП при дальнейшем обучении (чему угодно, даже тому же НЛП в более углубленной форме) множество. Главное в любых своих начинаниях не терять активность.

Автор статьи:

Студентка Института Современного НЛП  СПб
Наталия Соколова   

Квалификация: Сертифицированный НЛП-Практик, НЛП-Мастер, Коуч-консультант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.