Манипуляции

Манипуляции

Любая коммуникация это манипуляция

Только манипуляции бывают разными. Манипуляция, вызывающая состояние выученной беспомощности, состояние, когда вы вынуждены делать, то что не хотите, и через себя выполнять волю другого человека, когда вы попадаете в тупик и уже не можете найти аргументов, все это негативные состояния, а значит рядом с вами находится человек с корыстными целями. Цели в данном случае могут быть абсолютно разными от самоутвердиться или получить над вами контроль,  до получить от вас значительную прибыль. Все зависит от контекста.

Варианты манипуляций различные, но основаны они на слабостях объекта манипуляции.

Суть в том, что манипулятор создает у объекта манипуляции абсолютную уверенность в том, что он сам управляет своими поступками и мыслями. Манипулятор может искажать информацию, подавать ее особым образом, чтобы отвлечь внимание, выбрать подходящий момент, сыграть на слабостях, в любом случае цель в том, чтобы навязать свою волю.

Манипуляции могут осознаваться манипулятором, когда человек делает это намеренно, осознавая цель и предполагая результат своих действий. Как правило, такие манипуляции встречаются в бизнесе, переговорах, деловом общении. Неосознанные манипуляции, когда манипулятор не осознает цель. Такие манипуляции в основном в семейных, дружеских и межличностных отношениях.

Если вы чувствуете, что на вас оказывается воздействие, что то, что от вас хотят, на самом деле вам не выгодно, если вы чувствуете некоторое давление, то вероятно вы объект манипуляции.

Ведь если не манипулируете вы (то есть, у вас нет цели в коммуникации), то, скорее всего, манипулируют вами.

Что же делать?

Проанализируйте цели, которые стоят за действиями манипулятора. Есть ли в его целях позитивное для вас и можете ли вы повернуть ситуацию в свою пользу.

Проанализируйте свои эмоции. Если ваше эмоциональное состояние негативное, вы злитесь, испытываете страх, снижение самооценки, или же, наоборот, со стороны манипулятора идет необъективное восхваление и лесть, то такие манипуляции практически полностью подчиняют. И тут тоже необходимо посмотреть на ситуацию диссоциированно. Действительно ли вы так зависите от этой коммуникации? Насколько она важна для вас? Если вы понимаете, что данная коммуникация для вас полезна, то в данной ситуации разумнее будет подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду. Для этого нужно замечать те воздействия, которые на вас оказывают.

Воздействие любовью.

Работает так, человека замечают и «любят» только тогда, когда он делает, то, что выгодно манипулятору. Так делают некоторые родители, когда дают ребенку сомнительный выбор «Вот уберешь у себя в комнате, тогда я буду любить тебя». Подобные воздействия работают и в рабочих коллективах, а также очень распространено в семейных отношениях.

Воздействие страхом.

Достаточно предоставить лишь часть информации или закошмарить последствиями и человек уже будет гораздо более сговорчив на выполнение того, что ему не хочется. «Не поступишь в университет, станешь нищим».

Воздействие виной.

Чувство вины одно из самых сильных мотиваторов, чтобы вынудить человека исправить ситуацию. Манипуляторы, использующие этот способ, воздействия будут постоянно находить новые поводы и причины того, в чем вы виноваты. Очень часто встречается в отношениях мужчины и женщины. «Ты там ходишь по тусовкам, а я дома сижу с детьми». Также есть вариант, когда человек предлагает сделать что-то за вас, помочь вам, и вы невольно становитесь ему обязаны.

Воздействие на самооценку.

Такой способ воздействия чаще встречается в рабочей коммуникации и в семейных отношениях. Давление авторитетом, возрастом, упреки в некомпетентности, подчеркивание недостатков и игнорирование заслуг. При таком воздействии, прежде всего, необходимо объективно оценить свои сильные и слабые стороны и поработать над самооценкой, тогда подобный метод воздействия не сработает с вами.

Воздействие через тщеславие.

Захваливание с последующей просьбой. «Это у тебя так замечательно получается. Кроме тебя никто это не может сделать». Так манипулятор ставит вас в ситуацию, где вам уже неловко ударить в грязь лицом, и вы начинаете стараться еще больше и лучше выполнять, то о чем вас просят. Иногда через тщеславие манипулятор формирует конкуренцию, например, за новую должность.

Воздействие жалостью.

Цель манипулятора вызвать у вас жалость к себе, чтобы его работу или то, что ему нужно выполнили вы. Игра в жертву в данном случае по треугольнику Карпмана, позволяет жертве найти своего спасителя.

Зная варианты воздействия манипуляторов, вы сможете вовремя закрыть коммуникацию, если она вам не выгодна и сулит большие потери, проанализировать свои слабые стороны, через которые можно оказать влияние именно на вас, а также увидеть варианты, как изменить коммуникацию так, чтобы выгоду она принесла, по крайней мере вам обоим.

Автор статьи:

Студентка Института Современного НЛП  СПб
Наталия Соколова   
Квалификация: Сертифицированный НЛП-Практик, НЛП-Мастер, Коуч-консультант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.