Метапрограммы и маркетинг

Метапрограммы и маркетинг

Все люди воспринимают мир согласно своей карте реальности, но при этом всё равно можно выделить основные направления, типы, фильтров восприятия. В НЛП вводится понятие «метапрограммы» – основные алгоритмы восприятия.

Метапрограммы были впервые описаны Лесли Камерон Бендлер и представляют собой шаблоны мышления, которые мы используем при восприятии, отборе, фиксации и обработке окружающей нас информации. А раз есть шаблоны, то естественно это можно использовать.

Значимых с точки зрения маркетинга можно выделить несколько основных метапрограмм: «Люди», «Вещи», «Время», «Место», «Ценности», «Процесс», «Процедуры»

Человек, придерживающийся метапрограммы «Люди» во всех своих оценках опирается, прежде всего, на реакцию окружающих, влияние своих действий на людей. Для него важно стороннее мнение.

Некоторой противоположностью можно считать человека с метапрограммой «Вещи». Описывая и оценивая тот же самый контекст, он обратит внимание на обстановку, оборудование, предметы. Описывая другого человека, он, прежде всего, расскажет об одежде, гаджетах. Такие люди обычно очень аккуратные в быту и на работе: у них все разложено по полочкам, везде порядок.

Обладатели метапрограммы «Время» во главу угла ставят временные рамки, длительность событий, они ценят пунктуальность. Руководитель с такой метапрограммой отдаст приоритет, срокам выполнения проекта, не обращая внимания на неудобство и трудности сотрудников или материальные потери предприятия. Они не опаздывают сами и не терпят такое со стороны других людей.

Люди с метапрограммой «Место» — некоторая противоположность обладателям «Времени». Им важно место события, и не важно, что оно находится за тысячу километров, временные и финансовые затраты на дорогу их не интересуют. У этих людей тоже порядок во всех вещах, но не от того, что они бережно к ним относятся, а потому, что им четко надо знать, где какая вещь лежит.

Метапрограмма «Ценности» заставляет своих обладателей преследовать результат. И на пути к нему они могут пренебречь и людьми, и временем. В работе такие люди, если не видят результата, быстро теряют интерес и впадают в апатию. Для них лучше разбиение крупных проектов на этапы, чтобы они могли максимально быстро получить результат.

Противоположностью служит метапрограмма «Процесс».  Человеку не важно, что получится из бревна, ему нравится его обрабатывать, доведя в результате до стадии опилок.

Метапрограмма «Процедуры» идеальна как минимум для двух типов людей – бюрократов и работников конвейеров. У них все действия расписаны по пунктам, отступление от которых абсолютно нежелательно.

У каждого из нас есть свой индивидуальный набор метапрограмм, свой набор шаблонов. Например, отдыхая, направляясь в чужую страну, мы руководствуемся сразу несколькими метапрограммами: «Место» (не зря мы едем именно в эту страну), «Вещи» (а зачем ещё мы идем в музей смотреть на некие артефакты?) и «Процедуры» (составляем список мест, которые необходимо посетить).

И даже в рамках одной метапрограммы, можно выделить людей с разным размером разбивки. Так в метапрограмме «Люди» мы можем встретить как её обладателя, нацеленного на одного конкретного человека, так и на определенную группу людей, социум.

А теперь давайте проанализируем, что мы видим, сталкиваясь с проявлениями маркетинговых ходов…

Приходя в любой европейский магазин, вы встречаетесь с консультантом. Что от него, прежде всего, можно услышать? «Обратите внимание на этот товар! Он выгодно отличается от другого такого же!» Все силы этого консультанта направлены на реализацию метапрограмм «Вещи» (сам товар) и «Ценности» (результат продаж). На европейских рынках ситуация примерно такая же. И магазины самообслуживания лишнее тому подтверждение. Конечно, метапрограмма «Люди» там тоже присутствует, но ей отведена достаточно скромная роль.

Что же мы видим и слышим, очутившись на восточном базаре (или хотя бы на рынке, где преобладают выходцы с востока? Обращение «Брат», «Отец», «Мать», «Уважаемый».  Торговец сразу создает пресуппозицию, в которой вы чувствуете себя, во-первых, ценимым, уважаемым человеком, во-вторых, вас причисляют к близким людям, а это создает атмосферу доверия (не факт, что вас потом не обманут, но это потом). Описывать свой товар продавец начнет только после установления хотя бы минимального раппорта (вы остановились, выразили заинтересованность). А на совсем «правильном» базаре на вас еще и обидятся, если вы не начнете торговаться. Таким образом, максимально реализуется метапрограмма «Люди».

И каков результат? Придя в магазин за каким-то определенным товаром, мы можем уйти, не совершив покупки. И это лишь потому, что у нас не было раппорта с продавцом. Хотя в покупке были заинтересованы и он и вы.

В то же время придя на восточный базар, вы может и не купите то, за чем пришли, но только потому, что не успеете дойти до этого товара, у вас раньше кончатся деньги.

Основываясь на этих фактах, можно дать совет: перед походом за покупками, определитесь, какой метапрограммой будет обладать продавец. Будучи к этому готовым, вы сможете совершить покупку максимально быстро и эффективно, не потратив на это лишних средств и не теряя ресурсного состояния (а может и, улучшив его). А также поставьте себе конкретную цель, что именно вы хотите приобрести и какие критерии качества товара для вас являются необходимыми.

Все о том, как работают метапрограммы, как их использовать, как их заметить у себя и у других, и как их изменить вы можете узнать на курсе НЛП-Мастер.

Автор статьи:

Студентка Института Современного НЛП  СПб
Наталия Соколова   
Квалификация: Сертифицированный НЛП-Практик, НЛП-Мастер, Коуч-консультант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.