Приметы, суеверия, НЛП

Жизнь любого народа со временем обрастает «народной мудростью». Кто-то считает это фольклором, устным творчеством, основным смыслом которого является развлечение непритязательных народных масс. Однако любая вербальная информация способна оказывать глубокое влияние на жизнь человека, тем более, если она услышана в детстве.

Когда говорят о менталитете народа, иногда задаются вопросом, откуда он берется?

Одним из вариантов может быть, например, целый комплекс импринтов, сформированный на основе устного народного творчества (сказок, преданий, верований). Правда, эти произведения «коллективного авторства» редко предлагают конкретные стратегии поведения. В лучшем случае это происходит на уровне хорошо-плохо: трудиться хорошо, лениться плохо, предавать плохо, быть умным хорошо и так далее.

Но существует еще одна сторона жизни, обращенная в вербальную форму — приметы, и, нередко вытекающие из них суеверия. Приметы, связанные с погодой и ежегодными циклами природы, мы рассматривать не будем. А вот то, что основано на повседневных событиях, представляет определенный интерес для анализа.

Такие приметы содержат в себе пресуппозиции, стремящиеся стать импринтами — постоянное повторение, особенно из уст старших, уважаемых людей, способствует принятию таких постулатов как истины, и соответственно, использования для формирования поведенческих паттернов и стратегий. «Просыпал соль — к ссоре».

Причем мы можем даже говорить о формировании этакого паразитного ТОТЕ: сработал триггер, описанный в примете, человек будет подсознательно стремиться к исполнению результата из приметы! И пока предсказанное в примете не исполнится, это ТОТЕ будет «висеть».

Также возникновение суеверий и примет связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона). Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

Причем, как правило, описание приметы содержит и стратегию поведения для «избежания» негативных последствий.

И, несмотря на то, что изначально большинство примет имеют под собой рациональное обоснование, стратегии поведения предлагаются из области суеверия, имеют обрядовый характер.

Например, наверно самая известная примета о черной кошке, перебегающей дорогу. Одним из вариантов возникновения является тот факт, что раньше кошка считалась достаточно ценным животным, охраняющим от грызунов, и хозяйка старалась не выгонять её со двора. И если это произошло, и животное бегает, причем по дороге, то эта кошка напугана произошедшим в доме. А это может быть чем угодно, от пожара, до смерти хозяев. А стратегия избежания последствий? Поплевать через плечо или покрутиться на месте… Психологически, конечно успокоит, типа я обряд провел, ничего плохого не случится. Но на причину такого поведения животного это вряд ли окажет влияние.

Или примета про «бабу с пустым ведром» — во-первых, в какой-то момент потерялся контекст действия приметы! Встретить эту самую бабу надо было по дороге к источнику воды. То есть он должна была возвращаться без воды, что говорит о проблемах с колодцем. Когда нет воды это действительно проблема! Но стратегия поведения в этом случае, это что-то! Обойти эту пресловутую бабу по кругу…

Примеры можно приводить и дальше.

Что мы видим с точки зрения НЛП?

А мы получаем цепочку «пресуппозиция — импринт — паразитический паттерн поведения (стратегия)». Какой вывод можно сделать с точки зрения практикующего НЛПера?

Необходимо знать, какие приметы могут оказывать влияние на поведение вашего оппонента или клиента. Если это человек, к которому применяются приемы боевого НЛП, то эти знания будут серьезным подспорьем и могут облегчить задачу (например, для введения в не ресурсное состояние). Если происходит терапия, то знания о таких приметах может помочь в поиски скрытых импринтов и истоков проблем в поведении.

Автор статьи:

Студентка Института Современного НЛП  СПб
Наталия Соколова   

Квалификация: Сертифицированный НЛП-Практик, НЛП-Мастер, Коуч-консультант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.