Выученная беспомощность

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность – явление, описываемое не только психологами и НЛПерами, но и многими учеными, занимающимися нервной деятельностью живых организмов. По сути, это защитная реакция. Если организм (существо) несколько раз пытается совершить какое-либо действие, например, преодолеть неблагоприятный внешний фактор, раздражающее воздействие, но безрезультатно, то принимается следующая стратегия поведения: ничего не предпринимать, не тратить зря энергию, все равно бесполезно, потратив всю энергию можно умереть, а внешней раздражитель со временем исчезнет, надо переждать. Опыты показывают, что подобное явление есть не только у высших животных, но и почти у всех, у которых есть хоть какие-то зачатки нервной системы (опыты показывают наличие выученной беспомощности даже у улиток).

Проводились опыты с хищными рыбами. Они помещались в аквариум, где за стеклянной перегородкой плавали их потенциальные жертвы. Хищники какое-то время пытались проплыть сквозь стеклянную перегородку, но потом бросали это тщетное занятие. И когда перегородку убирали, хищники, плавая уже среди своих жертв, не пытались на них охотится.

Иначе говоря, существо, имея все ресурсы для преодоления негативной ситуации, потерпев несколько раз неудачу, не предпринимает следующих попыток с ней справиться. Описал это явление американский психолог Мартин Селигман в 1967 в рамках работ по изучению путей лечения депрессии.

Расширили понимание процесса Эллен Лангер и Джуди Роден, проводившие эксперименты в доме престарелых в штате Коннектикут. Они разбили пациентов на две группы. Первой дали возможность выбора блюд для еды, выбора времени просмотра кино, даже сорта цветов для оформления интерьера. Вторую группу лишили такой возможности выбора. Следует отметить, что выбор первой группы подчинялся весьма строгим и изощрённым правилам, так что речь идет скорее об иллюзии выбора, или псевдо выборе.  В результате разную динамику в эмоциональном состоянии заметили уже через неделю эксперимента, а через полгода результаты были вообще шокирующими: в первой группе умерло 15 человек, во второй 30.

Но вполне пригодная стратегия для большинства животных, с появлением человека начала давать сбои, приводя к неблагоприятным последствиям. Откладываясь в подсознании, выученная беспомощность накладывается на другие наши сдерживающие факторы и зажимы, суммируясь или даже умножаясь с ними, и не дает развиваться. А сознание и разум домысливает на эту беспомощность гору фактов и расширяет её на другие области жизни.

Как выйти из такой ситуации? Прежде всего, надо осознать, в чем эта беспомощность заключается.

И предлагается минимум два пути для её разрешения.

Первый, действующий со всеми более или менее высшими животными (эксперименты ставились на собаках) – пройти несколько раз вариант решения существующей проблемы.

Этот путь в общем случае подразумевает наличие терапевта, помощника, оператора. В случае с собаками экспериментаторы в буквальном смысле переставляли лапы подопытным, что бы вместе пройти «непреодолимые» метры. Для людей подойдут многие психологические или НЛП техники. Иногда необходимо повторное обучение, для восстановления навыков.

Как пример, во многих армиях мира, катапультировавшихся летчиков с максимальной быстротой (как только позволяет здоровье), снова сажают за штурвал, чтобы исключить появления выученной беспомощности. Это правило действует и по отношению к водителям – в случае попадания в аварию необходимо как можно быстрее опять начать водить.

Второй путь – проявление активности в любой смежной области.

 Не получается рисовать – лепи, не получается плавать – бегай. Эксперименты на крысах показали, что помещенные в не ресурсную ситуацию (им не давали возможности требовать еду, они её получали только тогда, когда в соседней клетке еду требовала другая крыса, т.е. полная зависимость) крысы начинали проявлять признаки депрессии и ухудшения здоровья. Когда же зависимых крыс держали по две, они могли драться, чем и занимались на нервной почве. Но в результате их психологическое состояние было заметно лучше.

Но выученная беспомощность может приносить пользу.

В рамках приемов боевого НЛП. Вербовка, манипулирование – плодородная почва для внедрения этого эффекта. Даже для создания со-зависимых отношений. Механизм прост, периодически (или сразу, зависит от мастерства) внушается следующая мысль: «Смотри, у тебя не получается», «У тебя не получится, ты не умеешь», «Брось эту затею, не твоё». Ну, или хотя бы «Ты пока не умеешь, тебе еще учиться и учится». И тут же «Смотри, как я могу», «А я это сделаю быстрее и легче (дешевле)», «Я этим детства занимаюсь». В результате жертва такого подхода убеждается в своей беспомощности по интересующему её вопросу, а ресурсы где-то брать надо!  А вот они, у нашего манипулятора, сам предлагает. Как результат образуется зависимость, причем не по одному направлению. Жертва, приступая к новому начинанию, невольно оглядывается на имеющийся опыт, и смотрит в сторону своего манипулятора. Видя наличие там этого ресурса, может даже маленького и неэффективного, сама уже не старается реализовать этот ресурс самостоятельно, попадает в еще большую зависимость от манипулятора. Такой подход успешно применяется и на деловых переговорах.

С точки зрения манипуляции, с выученной беспомощностью действует система двойных стандартов, так называемая готтентотская мораль: хорошо, если мы увели корову у соседа, плохо, если корову увели у нас. Хорошо если выученная беспомощность не у нас.

Для того чтобы сделать свою жизнь активнее, успешнее и эффективнее нужно научиться замечать состояние выученной беспомощности  у себя и переводить его в осознанность.

Автор статьи:

Студентка Института Современного НЛП  СПб
Наталия Соколова   
Квалификация: Сертифицированный НЛП-Практик, НЛП-Мастер, Коуч-консультант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.